СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА
В общении с ребенком
- Всегда помните: ваш ребенок — это личность со своими достоинствами, надеждами, мечтами, правами.
- Не пытайтесь найти «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях. Ваш ребенок может проявлять свои чувства, так же как и любой другой ребенок.
- Помните, что основные потребности вашего ребенка ничем не отличаются от потребностей любого другого ребенка.
- Постарайтесь, чтобы нужды вашего ребенка не заслонили потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармоничной.
- Помните, что ребенок с синдромом Дауна не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.
■ Ребенок с синдромом Дауна нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же!
В общении с другими людьми
- Никогда не принимайте ни от друзей, ни от специалистов утверждений, которые звучат «Они все такие, как...» Настаивайте на том, что навыки и особенности вашего ребенка должны оцениваться индивидуально.
- Старайтесь отвечать спокойствием и достоинством на пристальные взгляды посторонних.
- Старайтесь не стесняясь, честно отвечать на вопросы друзей и прохожих.
- Заводите новых друзей, если нужно, чтобы и вы, и ваш ребенок чувствовали себя более комфортно.
- Постарайтесь понять, что разные люди имеют большие или меньшие навыки в выражении сопереживания и участия в других людях.
- Используйте Интернет-сайты для переписки и обмена мнениями с такими же семьями.
В общении со специалистами
■ Спросите человека, который дает вам советы в связи с синдромом Дауна где
он получил информацию и ка кой опыт непосредственного общения с людьми с
синдромом Дауна имеет сам.
Настаивайте на том, чтобы специалист, дающий информацию о синдроме Дауна, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.
■ Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в при
ватной беседе, в удобном для разговора месте.
■ Постарайтесь понять, что в точности никто не знает, что именно сказать вам
и как наилучшим образом помочь, поэтому:
—задавайте любые вопросы относительно своего ребенка, даже если они кажутся вам тривиальными;
—попросите познакомить вас с родителями других детей с синдромом Настаивайте на том, чтобы специалист, дающий информацию о синдроме Дауна, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.
- Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в приватной беседе, в удобном для разговора месте.
- Постарайтесь понять, что в точности никто не знает, что именно сказать вам и как наилучшим образом помочь, поэтому:
—задавайте любые вопросы относительно своего ребенка, даже если они кажутся вам тривиальными; —попросите познакомить вас с родителями других детей с синдромом
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК
НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Душенная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая зашита. Родителям особенно важно попять, какую роль п эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционалыюго развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала...», «Папа велел» и т.д.
Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергаю'!' сомнению», ставя нсихо-экологичсскис защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое Подсознание тс установки, которые сознательно им не нужны («Курить вредно!» - хочу и курю!)
Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительная и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. Л раз они помогают и не мешают-, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Задумывались ли вы, взрослые, какие установки делали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями па вашем жизненном пути'.' Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Пе говорите своему ребенку того, чего бы вы ему па самом деле пе желали.
Чувство вины и стыда пи в коей мере пе помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не сюит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна опенка его поведения поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок не беспомощная «соломинка на ветру», пе робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят.
„Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувства и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит<sup>1</sup> пе от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЕНКОМ
Несколько советов, касающихся стиля поведения родителей с конфликтными детьми:
- сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание па недружелюбные взгляды друг па друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос, Конечно,, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или пег сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах се возникновения;
- после конфликта обговорите с ребенком причины его возникповс! 1ия, определите неправильные действия ваше] о ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности выхода из конфликтной ситуации;
- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, по не вмешиваться в
него, т.к. лети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
КАК СТРОИТЬ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ С БЕСПОКОЙНЫМ РЕБЕНКОМ
Вы вдруг стали замечать, что ребенок стал обостренно эмоционально реагировать па все происходящее вокруг. То и дело у пего па глазах появляются слезы, оп стал обидчив, а то вдруг наступают<sup>1</sup> приступы безудержного смеха. Ребенок учится управлять своими эмоциями, оп начинает понимать, что эмоции должны быть адекватны определенной ситуации. У него пока еще не очень хорошо получается справляться с ними, но... пройдет немного времени, и 'такой беззаботный и импульсивный малыш станет более уравновешенным, спокойным, даже может быть, немного замкнутым в себе.
Седьмой г-од жизни ребенка - кризисный, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Ребенок стремиться привлечь к себе внимание, пусть иногда и не очень адекватными способами. Л взрослый не всегда выбирает правильную тактику поведения, он начинает ругать ребенка за его «кривляний» и «истерики», не вполне понимая, с чем они связаны. И что в результате'? Такой искренний, "такой открытый ребенок становится молчаливым и замкнутым, оп все больше и больше отстраняется от родителей. Л потом это противоречие углубляется, становится все шире и вытекает в подростковые конфликты.
Недостаточная получается картина... «Что же делать?» спросите вы. Давайте попробуем уделить чуть больше внимания эмоциям нашего ребенка. Попробуем разобраться с их причинами. Их появления, а также помочь ребенку познакомиться с различными эмоциями и с 'тем, как они проявляются.
Не соответствующие ситуации эмоциональное реагирование может быть связано с тем, что ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции. А. может быть и другая ситуация: ребенок становится нервным из-за того, что он ниди! вокруг. Рели мама с папой постоянно ссорятся, а ребенок только и слышит: «Отстань!», «Не мешай!», оп, естественно, все это переживает внутри себя, и эти переживания проявляются в его эмоциональных реакциях. Подумайте, в чем причина такой неуравновешенности? Может быть, нужно просто несколько изменить стиль отношений в вашей семье?
Как строить стиль своего поведения с вашим беспокойным ребенком:
- избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;
- своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции ведь он подражает вам в своем поведении;
- уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть оп никогда не чувствует себя забытым, по в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;
- помните, что истерические приступы чаще вест связаны со стремлением обратить па себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ЗАМКНУТЫХ ДЕТЕЙ
При общении с замкнутым ребенком необходимо постоянно расширять круг его пассивного общения, например, разговаривать в присутствии малыша с кем-то незнакомым или малознакомым. При этом старайтесь создать такие условия, в которых ребенок чувствовал бы себя спокойно и безопасно, например, при разговоре держите его за руку или поглаживайте по голове.
В процессе постоянного приобщения ребенка к обществу у него постепенно формируется спокойное и адекватное отношение к общению, развиваются необходимые навыки общения, совершенствуется речь. Замкнутость можно и нужно корректировать.
Несколько советов родителям замкнутых детей:
- расширьте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомые с новыми людьми;
- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а
также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным
человеком;
- стремитесь сами стать примером для ребенка эффективно обижающегося человека;
- если вы заметите, что, несмотря па ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.
Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка не пройдет за один день по взмаху «волшебной» палочки. Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
ЗАСТЕНЧИВЫХ
ДЕТЕЙ
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это ладо, пока ребенок еще маленький. С возрастом у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке». Однако осознание своей застенчивости не 'только не помогает, а даже метает ее преодолеть. Ребенок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фокусирует внимание на особенностях своего характера и поведения, еще больше его сковывает.
Стиль поведения с застенчивыми детьми:
- расширяйте круг знакомств вашего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно относиться к новым местам;
- не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дай те ему определенную меру свободы и открытых действий:
- постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах:
- привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступить в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать про что эта интересная книга с замечательными картинками. Давайте спросим библиотекаря (продавца) и просим дать нам ее посмотреть». Обычно в такой ситуации «вынужденного» общения, например, на прием у врача, в детской библиотеке, в гостях у соседки, ребенок сначала скован настолько, что здоровается только шепотом, отводят глаза, и не отрываясь от руки матери. Зато, уходя, прощается громко и отчетливо, иногда даже улыбается.
Иногда застенчивость у ребенка с возрастом проходит. Но, к сожалению, такое счастливое преодоление застенчивости встречается далеко не всегда. Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых: родителей с
одной стороны и воспитателей с другой стороны. Работа по преодолению
застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и 'терпеливо. Она требует от взрослых осторожности, деликатности т.к. застенчивые дети могут отреагировать не так как от них ожидали.
Стиль поведения с застенчивыми детьми:
♦ расширяйте крут знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к
себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям,
расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно
относиться к новым местам;
♦♦♦ не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий;
♦ постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в
собственных силах;
♦> привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать, про что эта интересная книга с замечательными картинками. Давайте спросим библиотекаря (продавца) и просим дать нам ее посмотреть». Обычно в такой ситуации «вынужденного» общения, например, на приеме у врача, в детской библиотеке, в гостях у соседки, ребенок сначала скован настолько, что здоровается только шепотом, отводя глаза, и не отрываясь от руки матери. Зато, уходя, прощается громко и отчетливо, иногда даже улыбается
Памятка родителям от ребёнка.
- Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше.
- Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.
- Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим и я единственный такой на всей земле.
- Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас> когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания.
- Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя.
- Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными.
- Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки — преступления. Все люди могут ошибаться. Никто не совершенен.
- Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне хочется рассказать о себе и моих проблемах.
- Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите:
- "Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!" Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.
- Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.
- Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и не похожую на вас.
- Предъявляйте требования, которые соответствуют моему возрасту.
- Не делайте мне замечаний в присутствии других людей.
- Заботьтесь обо мне.
«Индивидуальный подход к ребенку»
В воспитании детей с различными индивидуальными способностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.
Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно.
В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.
Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждения вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными.
Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой.
В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.
С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда
Правила поощрения и наказания.
- Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать - не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
- Наказывая ребенка, всегда учитывайте его возраст.
- Никогда не наказывайте и не критикуйте при посторонних.
- Нельзя наказывать ребенка за проступок, который он совершил нечаянно. Важно объяснить ему это в спокойном, доброжелательном тоне.
- Постарайтесь не реагировать на плохое поведение привычным образом, чтобы разорвать порочный круг.
- Чем больше внимания мы уделяем плохому поведению, тем больше подкрепляем его. Подкрепляйте то поведение в ребенке, которое Вам нравится. («Какой ты молодец!», «Как я горжусь тобой!»).
- Возьмите себе за правило: «В жизни ребенка должно быть больше поощрений, чем наказаний».
- Ребенок может принимать участие в обсуждении выбора наказаний и поощрений.
- Ребенок не должен бояться наказаний. Пусть он боится не Вашего гнева, а Вашего огорчения.
- Приемлемые наказания - игнорирование, отсутствие улыбки, лишение чего-либо значимого. Главное - без унижения.
- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
- Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
- Не давайте обещаний, которых вы не моЖете выполнить, это может поколебать мою веру в вас.
- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших "побед".
- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "Я вас ненавижу". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь за это, став "плаксой" и "нытиком".
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.
- Не обращайте внимания на мои "дурные привычки". Это меня портит.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно, с глазу на глаз.
- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, и мое желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги позднее.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.