Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 25 человек

Дети с аутистичными нарушениями

Дата: 6 апреля 2016 в 23:55, Обновлено 29 сентября в 17:51
Автор: КИЦУРА Ю. Е.

2 апреля - международный день распространения

информации об аутизме

 

Информация для родителей, педагогов:

 Как распознать признаки аутизма

 Как установить эмоциональный 

 контакт с аутичным ребёнком

 Как помочь  ребёнку с аутистичными нарушениями

 Аутизм

    "Дети дождя" или  ещё  раз  про аутизм

    Хожу, где вздумается,

    гуляю сам по себе

Что такое детский аутизм?

Ранний детский аутизм - один из феноменов, кажущийся загадочным. Ребенок с легкостью разбирается в шахматных схемах и беззащитен перед самым неопытным соперником; стремится к общению - и делает все возможное, чтобы избежать контакта с людьми; выполняет акробатические сальто на спинке дивана - и с трудом учится завязывать шнурки на собственных ботинках.

Страдающим этим синдромом труднее всего дается одно из базовых стремлений человека - умение общаться с другими. Если вам интересно присмотреться к некоторым сторонам развития личности или вы хотите знать, почему некоторые дети кажутся особыми, то написанное ниже - для вас.

Аутичность (от греческого - "сам") - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Этот термин, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.
 

Портрет ребёнкас аутистичными нарушениями
   
Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка.

У аутичных детей нарушается "комплекс оживления", характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд "мимо", "сквозь" человека, он не откликается на свое имя.

       Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.

      И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.

     От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Например, 5-летний мальчик на просьбы взрослых нарисовать дерево, человечка, машинку долго и сосредоточенно работал карандашом, и всякий раз, закончив рисунок, говорил: "Лестница!" У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.

     Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Иногда он подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или ударяет по мячу.

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает "уход в себя" либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения "пустякам", которые так важны для аутичного ребенка.

Подобная реакция аутичного ребенка может возникнуть на новую одежду, надетую мамой, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса.
          Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз).

Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение "Я". Понятие "Я" чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. Кроме того, их речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у таких детей, как правило, хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в связи с этим в исключительной одаренности своего ребенка.
         Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.

         Не воспринимая своего "Я", не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.
         Без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальные способности.

 

Необходимо обратить особое внимание на поведение ребёнка с тем, чтобы исключить следующие признаки раннего детского аутизма:

Насколько обычен режим дня ребёнка и соответствует ли возрасту малыша.

Продолжителен ли ночной сон.

Соответствуют ли возрасту рацион, приемы кормления или приобретённые навыки самостоятельного питания.

Продолжительный и часто беспричинный плач.

Страхи и беспричинные приступы тревоги.

Полное отсутствие навыков речи или медленное их развитие.

Если ребёнок использует разговорную речь, то при этом он упоминает о себе во втором или третьем лице (ты, он), но не в первом (я).

Остановки в развитии, или потеря приобретённых навыков (регрессия).

Странности в поведении, неадекватные реакции.

Ребёнок избегает взглядов других людей, настойчиво не смотрит в глаза.

Отсутствие взаимности в общении с другими людьми и интереса к общению, особенно со сверстниками.

Отсутствие реакции на просьбы взрослых, как будто ребёнок не слышит.

Частые состояния отрешённости от внешнего мира, пустой взгляд в пространство.

Навязчивое предпочтение различных предметов без использования их по назначению.

Навязчивый интерес к определённым областям знаний, очень специфические знания.

Избегание физических контактов. Например, грудные дети не любят быть на руках.

Ребёнок не реагирует на боль или, наоборот, сверхчувствителен к боли.

Часто подвергает себя опасности, не оценивая степени этой опасности.

Очень чувствителен к различным звукам. Закрывает уши руками.

Совершает необычные повторяющиеся движения (крутится как волчок, ходит на ''цыпочках'', машет руками).

Примитивный характер игры. Стремление к упорядочению предметов.

Эмоциональные реакции не пропорциональны ситуации или совсем ей не соответствуют.

Ребёнок не понимает эмоциональные состояния других людей.

Очень резкие смены настроения.

Очень резкая реакция на изменение окружающей обстановки.

Ребёнок не реагирует, когда называют его имя, особенно, если оно перечисляется наряду с несколькими другими именами.

Хорошая автоматическая память позволяет ребёнку воспроизводить стихи и песни. При этом может иметь место полное непонимание смысла произносимого.

Необычный тембр голоса или монотонная речь.

Плохо усваивает навыки общения. Например: не машет ручкой при расставании с близкими.

При обследовании новых предметов пытается проверить их на вкус и на запах.

    В случае возникновения у родителей ребёнка каких-либо сомнений в отношении его поведения, минимум по одному из перечисленных параметров, рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.