Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 25 человек

Психолого – педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения.

Дата: 6 января 2017 в 23:19
Автор: КИЦУРА Ю. Е.

 Ежегодное увеличение детей с особенностями психофизического развития предполагает оказание действенной коррекционной помощи. Одним из компонентов такой помощи является психолого – педагогическое сопровождение. «Сопровождать – значит следовать рядом, вместе, идти одной дорогой. Не ограждать ребёнка от трудностей, не решать проблемы вместо него, а помогать делать ему осознанный и ответственный выбор на жизненном пути. В этом состоит идеология сопровождения. Она требует не тушить пожары, а заниматься профилактикой. В этих словах емко и образно высказана основная идея сопровождения, которая сформировалась в русле гуманистической психологии. Это, в свою очередь требует от всех участников образовательного процесса идти за ребёнком, не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения взрослых.

    Психолого – педагогическое сопровождение заключается в решении проблем, возникающих у «особого» ребёнка, создания своеобразного развивающего поля, которое бы способствовало компенсации нарушений в его развитии. Сопровождение рассматривается как процесс, в рамках которого могут быть выделены четыре обязательных взаимосвязанных компонента:

  • Первичное обследование;
  • Систематическое отслеживание психолого – педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе коррекционного обучения;
  • Проведение развивающей и коррекционной работы, направленной на зону ближайшего развития ребёнка;
  • Создания специальных социально – психологических условий для развития и успешности обучения, работа с семьёй.

 Организация  интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях имеет целью создание для детей с особенностями в развитии  адекватных условий, которые обеспечивают успешную социальную адаптацию в обществе, коррекцию отклонений в развитии ребёнка, развитие его познавательных и учебных возможностей, компенсацию имеющихся нарушений. При положительном результате коррекционно – развивающей работы специалистов (педагога, педагога – психолога, учителя – дефектолога)  учащийся с трудностями в обучении может перейти на общеобразовательную программу обучения, а ребёнок обучающийся по программе вспомогательной школы успешно социализируется в окружающей среде, получая при этом необходимые для жизни знания, умения, навыки.

Алгоритм сопровождения развития ребёнка

(деятельность ЦКРОиР и учреждения образования)

БАЗОВАЯ ДИАГНОСТИКА

(1 Цикл – ЦКРОиР)

ПСИХОЛОГО – МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

(1 Цикл – ЦКРОиР)

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА,

 ИНДИВИДУАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

(1 Цикл – ЦКРОиР)

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

(1 Цикл – ЦКРОиР)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

( 2 цикл- учреждение образования)

КОНТРОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМ

Уточнение содержания сопровождения

( 2 цикл- учреждение образования)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

        ( 3 цикл- учреждение образования)

КОНТРОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМ

Уточнение содержания сопровождения

( 3 цикл- учреждение образования)

ПЕРЕВОД РЕБЁНКА НА СЛЕДУЮЩУЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

Основные области деятельности

специалистов команды сопровождения.

  • Представитель администрации – руководитель службы сопровождения:
  • Перспективное планирование деятельности службы;
  • Координация деятельности и взаимодействия специалистов;
  • Контроль над организацией работы, анализ эффективности.

  • Учитель – дефектолог:
  • Координация деятельности учителя класса, педагога – психолога;
  • Проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;
  • Осуществление учебно- воспитательной работы;
  • Осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).

  • Учитель класса:
  • Выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно – познавательной и трудовой деятельности);
  • Учёт индивидуальных особенностей ребёнка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в учебно – воспитательном процессе;
  • Создание ситуации успеха.

  • Воспитатель группы продлённого дня:
  • Определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;
  • Реализация рекомендаций учителя, учителя – дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально- значимой деятельности детей.

  • Педагог – психолог:
  • Психологическая диагностика;
  • Психокоррекция и психотерапия;
  • Психологическое консультирование;
  • Разработка и оформление рекомендаций другим специалистам;
  • Психотренинг.

  • Социальный педагог:
  • Объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребёнка;
  • Изучение социально – психологического климата и стиля воспитания в семье;
  • Решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.

  • Медицинские работники:
  • Организация и контроль антропометрии;
  • Уточнение схем медико, физио и фитотерапевтического лечения, ЛФК и массаж с динамическим контролем;
  • Разработка медицинских рекомендаций для педагогических работников в целях обеспечения здоровьесберегающей среды;
  • Обеспечение повседневного санитарно- гигиенического режима;
  • Ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников;
  • Контроль за питанием детей.

  • Физрук:
  • Реализация программ физвоспитания с учётом рекомендаций других специалистов.

  • Музыкальный руководитель:
  • Реализация программ музыкального воспитания с учётом рекомендаций других специалистов;
  • Реализация программ дополнительного образования с элементами музейного, музыкального, танцевального, креативной, театральной терапии с учётом рекомендации педагога – психолога и предоставлением для психологического анализа продуктов детского творчества.

Этапы индивидуального сопровождения ребёнка.

  1. Этап по сопровождению ребёнка является сбор информации о ребёнке.
  2. Этап - совместная выработка рекомендации для ребёнка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого « проблемного» ребёнка.
  3. Этап – консультирование всех участников сопровождения о способах решения проблем ребёнка.
  4. Этап – решение проблем. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.