Ежегодное увеличение детей с особенностями психофизического развития предполагает оказание действенной коррекционной помощи. Одним из компонентов такой помощи является психолого – педагогическое сопровождение. «Сопровождать – значит следовать рядом, вместе, идти одной дорогой. Не ограждать ребёнка от трудностей, не решать проблемы вместо него, а помогать делать ему осознанный и ответственный выбор на жизненном пути. В этом состоит идеология сопровождения. Она требует не тушить пожары, а заниматься профилактикой. В этих словах емко и образно высказана основная идея сопровождения, которая сформировалась в русле гуманистической психологии. Это, в свою очередь требует от всех участников образовательного процесса идти за ребёнком, не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения взрослых.
Психолого – педагогическое сопровождение заключается в решении проблем, возникающих у «особого» ребёнка, создания своеобразного развивающего поля, которое бы способствовало компенсации нарушений в его развитии. Сопровождение рассматривается как процесс, в рамках которого могут быть выделены четыре обязательных взаимосвязанных компонента:
- Первичное обследование;
- Систематическое отслеживание психолого – педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе коррекционного обучения;
- Проведение развивающей и коррекционной работы, направленной на зону ближайшего развития ребёнка;
- Создания специальных социально – психологических условий для развития и успешности обучения, работа с семьёй.
Организация интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях имеет целью создание для детей с особенностями в развитии адекватных условий, которые обеспечивают успешную социальную адаптацию в обществе, коррекцию отклонений в развитии ребёнка, развитие его познавательных и учебных возможностей, компенсацию имеющихся нарушений. При положительном результате коррекционно – развивающей работы специалистов (педагога, педагога – психолога, учителя – дефектолога) учащийся с трудностями в обучении может перейти на общеобразовательную программу обучения, а ребёнок обучающийся по программе вспомогательной школы успешно социализируется в окружающей среде, получая при этом необходимые для жизни знания, умения, навыки.
Алгоритм сопровождения развития ребёнка
(деятельность ЦКРОиР и учреждения образования)
БАЗОВАЯ ДИАГНОСТИКА
(1 Цикл – ЦКРОиР)
ПСИХОЛОГО – МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
(1 Цикл – ЦКРОиР)
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА,
ИНДИВИДУАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
(1 Цикл – ЦКРОиР)
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
(1 Цикл – ЦКРОиР)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
( 2 цикл- учреждение образования)
КОНТРОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМ
Уточнение содержания сопровождения
( 2 цикл- учреждение образования)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
( 3 цикл- учреждение образования)
КОНТРОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМ
Уточнение содержания сопровождения
( 3 цикл- учреждение образования)
ПЕРЕВОД РЕБЁНКА НА СЛЕДУЮЩУЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
Основные области деятельности
специалистов команды сопровождения.
- Представитель администрации – руководитель службы сопровождения:
- Перспективное планирование деятельности службы;
- Координация деятельности и взаимодействия специалистов;
- Контроль над организацией работы, анализ эффективности.
- Учитель – дефектолог:
- Координация деятельности учителя класса, педагога – психолога;
- Проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;
- Осуществление учебно- воспитательной работы;
- Осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).
- Учитель класса:
- Выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно – познавательной и трудовой деятельности);
- Учёт индивидуальных особенностей ребёнка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в учебно – воспитательном процессе;
- Создание ситуации успеха.
- Воспитатель группы продлённого дня:
- Определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;
- Реализация рекомендаций учителя, учителя – дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально- значимой деятельности детей.
- Педагог – психолог:
- Психологическая диагностика;
- Психокоррекция и психотерапия;
- Психологическое консультирование;
- Разработка и оформление рекомендаций другим специалистам;
- Психотренинг.
- Социальный педагог:
- Объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребёнка;
- Изучение социально – психологического климата и стиля воспитания в семье;
- Решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
- Медицинские работники:
- Организация и контроль антропометрии;
- Уточнение схем медико, физио и фитотерапевтического лечения, ЛФК и массаж с динамическим контролем;
- Разработка медицинских рекомендаций для педагогических работников в целях обеспечения здоровьесберегающей среды;
- Обеспечение повседневного санитарно- гигиенического режима;
- Ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников;
- Контроль за питанием детей.
- Физрук:
- Реализация программ физвоспитания с учётом рекомендаций других специалистов.
- Музыкальный руководитель:
- Реализация программ музыкального воспитания с учётом рекомендаций других специалистов;
- Реализация программ дополнительного образования с элементами музейного, музыкального, танцевального, креативной, театральной терапии с учётом рекомендации педагога – психолога и предоставлением для психологического анализа продуктов детского творчества.
Этапы индивидуального сопровождения ребёнка.
- Этап по сопровождению ребёнка является сбор информации о ребёнке.
- Этап - совместная выработка рекомендации для ребёнка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого « проблемного» ребёнка.
- Этап – консультирование всех участников сопровождения о способах решения проблем ребёнка.
- Этап – решение проблем. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.