Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 25 человек

Советы учителя - дефектолога

Дата: 2 ноября 2015 в 21:26, Обновлено 16 декабря 2015 в 22:14

Если ваш ребенок молчит

     Ваш малыш хорошо развивается, вовремя начал сидеть, ходить. Он здоров и весел, явно понимает, о чем говорят окружающие, хорошо ориентируется в привычной ситуации, и все-таки упорно молчит.           Многие мамы начинают беспокоиться, сравнивая своих «молчунов» с бойко говорящими сверстниками. Стоит ли волноваться или еще немного подождать? Начинают беспокоится, сравнивая своих «молчунов» с бойко Говорящими сверстниками. Стоит ли волноваться или немного подождать?        Вполне вероятно, если в период от 1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается в других направлениях, возможно, его энергия уходит именно на это, а не на речевое развитие. Скорее всего – это допустимый вариант нормы. Но если и после 2-х лет малыш не заговорил, обратитесь к специалисту, чтобы понять причины и помочь ребенку.

Скорее всего, специалист посоветует:

1. Проверить слух ребенка. Если есть малейшие подозрения, что у ребенка проблемы со слухом (слишком близко подходит к источнику звука, не сразу реагирует на обращенную к нему речь), не откладывайте в долгий ящик посещение поликлиники. Вашему малышу нужно снять аудиограмму. Установлено, что даже незначительное снижение слуха мешает развитию речи.

2. Разговаривать с ребенком больше и чаще. Комментируйте все свои и его действия, обсуждайте все, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно больше вопросов и внимательно «выслушивайте его ответы», даже если они выражены не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из повторяющихся ключевых слов.

3. Развивать мелкую моторику ребенка. Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Активное формирование речи начинается, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной точности и силы. Начать тренировать пальчики ребенка нужно как можно раньше. Вы можете: - Делать массаж пальчиков и кистей рук. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. - Делать гимнастику для пальчиков. Вспомните народные игры-потешки типа «Сорока-белобока», в которые вы играли с детьми с самого младенчества, и которые удивительно гармонично сочетают речь и движение. - Для развития мелкой моторики будут полезны и такие повседневные упражнения, как застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, развязывание узелков на шнурках. Для этой же цели используйте рисование, раскрашивание (только не фломастерами, а карандашами), лепку из пластилина, глины и даже теста. Работайте с бумагой, крупой, веревочками, собирайте бусы, мозаики, не забывайте про конструктор.

4. Читать ребенку книжки. Каждую прочитанную книгу обязательно обсудите с ребенком, рассмотрите иллюстрации, найдите всех героев, уточните, что и как они делают, какие они. А еще лучше – проиграйте сказку или историю, сделайте маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев прочитанного.

Чего делать нельзя.

1). Не требуйте от ребенка невозможного. Не приставайте постоянно с просьбами: «Скажи», «повтори», «назови». Это не поможет малышу заговорить.

2). Не упрекайте его за то, что он все еще не говорит. Ни в коем случае не наказывайте малыша за это. Наказание не стимулирует развитие речи, а наоборот. Кроме того, ощущение неуспеха порождает у ребенка чувство тревоги.

3). Не ставьте ему в пример других, уже хорошо говорящих детей. У каждого свой темп развития. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи и радуясь даже незначительным достижениям. Причину молчания ребенка не всегда бывает просто определить. Часто родители чувствуют себя виноватыми, уязвленными, начинают сердиться и ссориться с ребенком. Постарайтесь, чтобы негативные эмоции не испортили Вашего контакта с ребенком. Его эмоциональное благополучие – Ваша главная задача. 

 


 

Шептать и петь - заикание преодолеть

- Заикание - одно из наиболее сложных речевых расстройств, нарушающее общение, отрицательно влияющее на формирование личности.

Чтобы внезапно наступившее заикание у ребёнка не перешло в хроническую форму, нужно как можно скорее обратиться к учителю-логопеду и невропатологу. Врач назначает успокаивающее, общеукрепляющие средства. Кроме того, в семье важно создать спокойную обстановку: исключить чрезмерные нагрузки - физические и эмоциональные (например, просмотр телепередач); устранить факторы, вызывающие волнение и психические переживания. Ребёнок нуждается в доброжелательном отношении со стороны родителей; однако не следует его заласкивать, задабривать игрушками и сладостями, потворствовать капризам - это способствует усилению заикания.

В течении месяца речевое общение ребёнка с окружающими рекомендуется ограничить до минимума; близкие в этот период в присутствии ребёнка общаются шепотом. Полное прекращение речи допускается в случаях, когда детей удается убедить, что временное молчание, что временное молчание нужно для выздоровления от какой-либо болезни, ни в коем случае не упоминая при этом о заикании. Не вступайте в явную борьбу с запинками - сохраняйте спокойное отношение к неправильной речи ребёнка. Он не должен осознавать свой речевой недостаток; в его присутствии не произносите слов «заикание», «заикается» и т.п. Не побуждайте ребёнка к повторению слов и фраз, не исправляйте ошибки в речи.

После 2-3 дней молчания переходите к шепотной речи, представляя это как игру, в которой дети называют действия - свои и любимых игрушек. Организуйте совместные творческие занятия, такие,  как лепка, рисование, конструирование и

т.д.

Постепенно размеренные несуетливые движения должны войти у ребёнка в привычку. Начинайте с ним петь через неделю с момента возникновения заикания - это способствует формированию правильного речевого дыхания без специальных упражнений и не требует сознательного участия ребёнка. Следующий этап - переход к негромкой озвученной речи в замедленном, как бы растянутом темпе. Далее - постепенное возвращение к речевой активности.

В это время близкие должны особенно тщательно следить за своей речью. Обращать к ребёнку нужно короткими, ясными, четкими и неторопливо произносимыми фразами. Во время игры взрослый повторяет слова (фразы) за ребёнком, который, подражая говорит - за взрослым; слова (фразы) произносятся одновременно, затем ребёнок говорит самостоятельно. Два раза в день по 10-12 минут (обязательно - во время игры, лепки или рисования) нужны занятия в виде вопросов и ответов; используются загадки, стихотворения, диалоги.

Щадящий речевой режим, поддерживаемый как минимум в течение месяца, следование рекомендациям врача помогут решить проблему заикания

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.