Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 25 человек

Нормативная правовая документация

Дата: 2 ноября 2015 в 21:14, Обновлено 3 марта 2016 в 20:55

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПЕРЕЧЕНЬ ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. Конституция Республики Беларусь.

http://www.pravo.by/main.aspx?guid=2101

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании

(принят Палатой представителей 02.12.2010 г., одобрен Советом Республики 22.12.2010 г.)

https://docviewer.yandex.by/?url=http%3A%2F%2Fedu.gov.by%2Fsm.aspx%3Fguid%3D52533&name=sm.aspx%3Fguid%3D52533&lang=ru&c=56d834a7d96a

3. Закон Республики Беларусь О правах ребенка от 19 ноября 1993 г. N 2570-XII с изменениями и дополнениями.

http://pravo.newsby.org/belarus/zakon1/z951.htm

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2012г. №210 «Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012 – 2016 годы»

https://docviewer.yandex.by/?url=http%3A%2F%2Fedu.gov.by%2Fdoc-3250823&name=doc-3250823&lang=ru&c=56d834803483

5. Постановление Совета Министров РБ от 11.06.2010г. №60 «Образовательный стандарт. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

https://docviewer.yandex.by/?url=http%3A%2F%2Fcontent.schools.by%2Fdotishki%2Flibrary%2F%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BC.%2520%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25BA.pdf&name=%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC.%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA.pdf&lang=ru&c=56d834d65aa2

6. Выявление детей с особенностями психофизического развития и ведение банка данных

http://pravo.newsby.org/belarus/postanov3/pst422.htm

7. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011г. №128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования» 

https://docviewer.yandex.by/?url=http%3A%2F%2Flogosha.com%2Fpostanovlenie128.pdf&name=postanovlenie128.pdf&lang=ru&c=56d8354ecdd0

8. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

  1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 233 от 16 августа 2011 года “Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь”.

  2. https://docviewer.yandex.by/?url=http%3A%2F%2Fedu.gov.by%2Fdoc-3250813&name=doc-3250813&lang=ru&c=56d835721b3d
  3. УСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "Житковичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" 

9. Вспомогательная и специальная общеобразовательная школа, специальное дошкольное учреждение

10. Группы продленного дня

11. Пункт коррекционно-педагогической помощи

12. Патронат выпускников. Передача выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН

  • Методические рекомендации по организации процесса перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения от 21 мая 2010 г.

  • http://naviny.org/2013/10/29/by5329.htm

13. Речевые режимы, изучение отдельных предметов

14. Аттестация учащихся

  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 93 от 19 июля 2011 г. “Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь”.

  • http://zakonby.net/postanovlenie/41963-postanovlenie-ministerstva-obrazovaniya-respubliki-belarus-ot-19072011-n-93-quotob-utverzhdenii-pravil-provedeniya-attestacii-uchaschihsya-pri-osvoenii-soderzhaniya-obrazovatelnoy-programmy.html
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 38 от 20 июня 2011 г. “Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь”.

  • http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num09/d09049.html

15. СППС

  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 116 от 25 июля 2011 года “Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (ной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь”.

  • https://docviewer.yandex.by/?url=http%3A%2F%2Fedu.gov.by%2Fdoc-52453&name=doc-52453&lang=ru&c=56d872ed0829

16. Подвоз

17. Санитарно-гигиенические требования

  • Постановление Министерства здравоохранения РБ от 12.12.2012 № 197 “Об утверждении санитарных норм и правил “Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального оразования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью”

  • http://naviny.org/2012/12/12/by9021.htm

18. Совет учреждения образования

  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 146 от 25 июля 2011 года “Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования”.

  • https://docviewer.yandex.by/?url=http%3A%2F%2Fedu.gov.by%2Fsm.aspx%3Fguid%3D53883&name=sm.aspx%3Fguid%3D53883&lang=ru&c=56d872dfad9c
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 277 от 10 ноября 2011 года “Об утверждении положений о педагогическом совете специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и родительском комитете специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации”.

  • http://belarus.news-city.info/docs/2011by/crfxfnm-tcgkfnyj07130.htm

19.      ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования»

https://docviewer.yandex.by/?url=http%3A%2F%2Fedu.gov.by%2Fdoc-3950053&name=doc-3950053&lang=ru&c=56d870a30a6e

20.    Аб устанауленні формы даведкі аб засваенні зместу адукацыйнай праграмы спецыяльнай адукацыі на узроуні агульнай сярэдняй адукацыі.

​​

21.  Методические рекомендации и практический материал для учебной и внеклассной работы по адаптивной физической культуре учащихся с нарушениями функций ОДА

https://docviewer.yandex.by/?url=ya-serp%3A%2F%2Fcontent.schools.by%2Fckroir.vitebsk%2Flibrary%2F%25D0%259C%25D0%25A0%2520%25D0%25BF%25D0%25BE%2520%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2580%2520%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2583%25D1%2587%2520%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2586%2520%25D1%2581%2520%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%2583%25D1%2588%2520%25D0%259E%25D0%2594%25D0%2590.doc&name=%D0%9C%D0%A0%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%80%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%20%D1%81%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%20%D0%9E%D0%94%D0%90.doc&lang=ru&c=56d87700ca4d

22. Методические рекомендации по организации патронатного сопровождения выпускников с особенностями психофизического развития 08.09. 2010

https://docviewer.yandex.by/?url=http%3A%2F%2Fwww.asabliva.by%2Fsm.aspx%3Fguid%3D29023&name=sm.aspx%3Fguid%3D29023&lang=ru&c=56d8782ffae5

23. Учебные планы и программы специального образования 2015

http://www.asabliva.by/main.aspx?guid=2291

 


 

 

 

                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                     Заместитель Министра образования

                                                                                                                     Республики Беларусь

                                                                                                                                                           К.С.Фарино

                                                                                                                      08.09.2010

 

 

Методические рекомендации

по организации патронатного сопровождения выпускников

с особенностями психофизического развития

 

Введение

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» в учреждениях образования, обеспечивающих получение специального образования, осуществляется патронат выпускников из числа лиц с особенностями психофизического развития. Для определения содержания и порядка осуществления патроната разработана Инструкция о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 мая 2005 г. № 42 (далее – Инструкция).

В соответствии с Инструкцией в отношении выпускников учреждений, обеспечивающих получение специального образования, на протяжении двух лет после окончания учреждения образования осуществляется патронат.

Патронат - оказание индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи выпускникам из числа лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) на начальном этапе их самостоятельной жизни.

Выпускник – учащийся, оканчивающий учебное заведение, находящийся в последнем классе, на последнем курсе; вообще тот, кто окончил данное учебное заведение (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова).

Организация и проведение патроната в Республике Беларусь в течение пяти лет показали, что патронат фактически является отсроченным контролем качества деятельности учреждений образования. Вместе с тем, своевременное оказание необходимой помощи и поддержки способствует более успешной социализации выпускников.

Цель настоящих рекомендаций – помочь специалистам органов управления образованием местных исполнительных и распорядительных органов, специальных учреждений образования и общеобразовательных учреждений, создавших условия для обучения лиц с ОПФР, в организации и определении содержания патронатного сопровождения выпускников с ОПФР.

 

Нормативная правовая основа патронатного сопровождения

При организации работы по патронатному сопровождению выпускников с ОПФР необходимо пользоваться следующими нормативными правовыми документами:

Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991 № 1202 – XII (в редакции от 09.11.2009);

Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» от 18.05.2004 № 285-3;

Закон Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» от 29.06.2003 №  216-3;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Положение о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из вооруженных сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь» от 19.11.2006 № 1681;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Положение о порядке финансирования и компенсации затрат на создание рабочих мест для инвалидов» от 02.02.2009 № 128;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Положение о порядке организации финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности» от 02.02.2009 № 128;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Образовательный стандарт «Специальное образование» (основные нормативы и требования)» от 11.06.2010 № 60;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Инструкция о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с особенностями психофизического развития» от 23.04.2007 № 29;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания» от 28.08.2006 № 85;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Положение о структурных подразделениях учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования» от 6.06.2005 № 46;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Положение об учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического образования» от 7.08.2003 № 57 (в ред. от 28.09.2005 № 1);

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» от 27.04.2006 № 42;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Перечень учебных специальностей и единичных квалификаций для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования» от 30.11.2005 № 103;

Постановление Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Перечень учебных специальностей (профессий), по которым может осуществляться на дому профессионально-техническое образование или профессиональная подготовка лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов», утвержденный от 12.07.2007 № 32а\64\98;

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний к получению профессий и специальностей» от 25.04.2007 № 35.

В качестве методических материалов при организации патронатного сопровождения можно использовать:

«Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи», утвержденные заместителем Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь, заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.10.2008;

«Методические рекомендации по организации процесса перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения», утвержденные заместителем Министра образования Республики Беларусь 21.05.2010.

 

Общие положения по проведению патроната

Работа учреждений образования по организации и проведению патроната на протяжении двух лет предполагает решение следующих основных задач:

оказание выпускникам с ОПФР своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи;

оказание помощи в социальной адаптации к самостоятельной жизни;

профилактика и коррекция отклоняющегося поведения;

организация консультативно-разъяснительной работы с законными представителями и нанимателями выпускников;

привлечение государственных организаций и общественных объединений к оказанию помощи выпускникам, оказавшимся в неблагоприятных кризисных ситуациях;

социальная диагностика и сбор статистических материалов о жизнеустройстве выпускников.

Патронат осуществляется специальными учреждениями образования и учреждениями, создавшими условия для получения образования лицами с ОПФР.

К специальным учреждениям образования, которые осуществляют патронат, относятся:

специальная общеобразовательная школа (школа-интернат);

вспомогательная школа (школа-интернат).

К учреждениям, создавшим условия для получения образования лицами с ОПФР и которые осуществляют патронат, относятся:

учреждения, обеспечивающие получение общего среднего образования;

учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования;

учреждения, обеспечивающие получение среднего специального и высшего образования.

Патронатное сопровождение выпускников специальных и общеобразовательных школ осуществляется группой специалистов, работающих в учреждении образования.

В случае, если количество выпускников из числа лиц с ОПФР не превышает 5 человек, функции патроната могут быть возложены и на отдельных педагогических работников учреждения образования.

В состав группы специалистов, осуществляющих патронат, как правило, включается не менее пяти человек, в числе которых:

руководитель учреждения образования или его заместители;

педагог социальный,

педагог-психолог,

учитель-дефектолог,

иные педагогические работники (классный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатель и др.).

Руководитель учреждения образования (заместители) решает организационные вопросы (готовит приказ по организации патроната, определяет субъекты патроната и их функции), координирует деятельность группы патронатного сопровождения, создает условия, необходимые для успешной работы по патронату, осуществляет общий контроль.

Педагог социальный изучает взаимоотношения в семье, социальное окружение выпускника как по месту жительства, так и при предполагаемом трудоустройстве; обеспечивает взаимодействие специалистов отделов образования, управлений по труду, занятости и социальной защите, медицинских работников территориальных учреждений здравоохранения, родителей по вопросам жизнеустройства выпускников, обеспечивает преемственность форм и методов обучения и коррекционно-педагогической работы по налаживанию взаимодействия между учреждениями образования на уровнях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Педагог-психолог изучает способности, возможности выпускников, их склонности к профессиональной деятельности, проводит профессиональную диагностику, по результатам которой совместно с представителями учреждений здравоохранения осуществляется консультирование выпускников и родителей по вопросам выбора профессии: изучает личностные особенности, взаимоотношения в классном коллективе; выявляет индивидуальные факторы, способствующие успешной социализации, либо затрудняющие этот процесс; проводит занятия по формированию саморегуляциии и управлению эмоциями, адаптации в новом коллективе; участвует в реализации индивидуальных программ патронатного сопровождения.

Педагоги проводят внеклассные мероприятия, формирующие устойчивую мотивацию и интерес к труду, знакомящие с профессиями, участвуют в проведении дней открытых дверей, выставок, организованных учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования, включают выпускников в общественно-полезный труд, кружковую работу, организуют экскурсии на предприятия, в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, участвуют в сборе материалов о жизнеустройстве выпускников.

Учитель-дефектолог консультирует педагогический коллектив, а при необходимости трудовой коллектив, законных представителей по вопросам обучения и воспитания, особенностей психофизического и личностного развития выпускников, организует в случае необходимости взаимодействие учреждения образования с ЦКРОиР.

Конкретный поименный состав группы патронатного сопровождения определяется приказом по учреждению.

 

Документация по организации патроната

Деятельность группы патронатного сопровождения отражается в следующей документации:

приказ об организации патронатного сопровождения;

паспорт патронатного сопровождения;

индивидуальные программы патронатного сопровождения.

В целях упорядочения и систематизации работы по патронатному сопровождению дополнительно может составляться план работы группы патронатного сопровождения, а также аналитический отчет о проделанной работе.

Приказ об организации патронатного сопровождения готовится, как правило, на начало учебного года. В приказе определяется состав группы педагогических работников, на которых возлагаются функции по осуществлению патроната, назначается ответственный за ведение документации по патронату.

Паспорт патронатного сопровождения оформляется на каждого выпускника и хранится в учреждении образования в течение пяти лет после завершения патроната. Информация о выпускнике заносится в паспорт патронатного сопровождения не реже одного раза в полугодие. На каждом из этапов целесообразно отражать конкретную проделанную работу с выпускниками, с их семьями, с педагогическим коллективом учреждений, трудовым коллективом и др. При заполнении паспорта необходимо давать объективную полную информацию по всем графам паспорта.

К паспорту патронатного сопровождения прилагаются все письменные запросы, обращения, полученные ответы и иная информация о выпускнике.

Индивидуальные программы патронатного сопровождения составляются при необходимости оказания психокоррекционной, реабилитационной, консультативной и иной помощи. Она должна давать ясные ответы на 3 вопроса:

  1. Что нужно устранить?
  2.  Как это устранить?
  3. Кому и что необходимо сделать (распределение обязанностей, установление сроков, мер контроля за эффективностью работы)?

Индивидуальная программа может состоять из следующих разделов:

факторы, негативно влияющие на социализацию выпускника;

цели и задачи работы по оказанию необходимой помощи;

направления и формы оказания социальной, психолого-педагогической или иной необходимой помощи;

выводы о проведенной работе и рекомендации по предупреждению неблагополучия.

Для целенаправленной, систематизированной работы целесообразно разработать план мероприятий патронатного сопровождения (далее – план), который не является обязательным, но позволяет оптимизировать и структурировать работу учреждения по данному направлению.

План включает мероприятия от периода обучения в выпускном классе до окончания патроната и может состоять из трех разделов: работа с выпускниками, сотрудничество с законными представителями, взаимодействие с государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями в этом направлении.

Аналитический отчет – это анализ работы учреждения образования по патронату, включающий диаграммы, графики и таблицы, сопровождающиеся развернутыми аналитическими справками с указанием трудностей, возникающих при организации патроната, эффективности различных форм работы и выводами о его успешности или неуспешности. Аналитический отчет может включать рекомендации по совершенствованию деятельности группы патронатного сопровождения.

 

Содержание работы по патронату

Анализ работы учреждений по осуществлению патроната позволяет выделить три этапа в работе по организации и проведению патронатного сопровождения: подготовительный, основной, заключительный (оценочный).

Подготовительный этап охватывает период обучения в выпускном классе.

В современных условиях значительно возрастают требования к подготовке выпускников с ОПФР к самостоятельной жизни и участию в социально-экономической жизни страны. В контексте современных образовательных тенденций специального образования одним из основных направлений является формирование жизненной компетенции выпускников, обеспечивающей возможность ведения независимого образа жизни, построения правильных взаимоотношений с окружающими, адекватной адаптации к условиям социальной среды.

На этом этапе специалистами социально-психологической службы учреждения совместно с педагогическими и медицинскими работниками уточняется место жительства выпускников;  предполагаемое место жизнеустройства; социальное окружение; личностный потенциал выпускника.

На основе полученных данных определяется прогноз социально-профессиональной адаптации выпускников: благоприятный, умеренно благоприятный, наименее благоприятный, а также вырабатываются основные направления и рекомендации по работе с выпускником.

Работа педагогического коллектива в этот период направлена на конкретизацию и уточнение жизненных планов, формирование готовности к самообеспечению на основе труда, расширение продуктивных социальных контактов. В этот период необходимо обеспечить своевременное направление выпускников на профессиональное консультирование в учреждения здравоохранения для определения показаний к профессиональному обучению и профессиональной подготовке с учетом последующего трудоустройства. Итогом работы является определение объема необходимой помощи после окончания обучения, содержание которой зависит от прогноза социальной адаптации выпускника, и которая  может быть стимулирующей, направляющей и поддерживающей.

Стимулирующая помощь оказывается выпускникам с благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации, а также выпускникам, продолжившим обучение в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. По мере необходимости оказывается консультативная помощь выпускникам и их законным представителям по вопросам трудоустройства. Данный вид помощи предполагает такие формы работы как разработка буклетов, памяток с информацией о льготах и гарантиях выпускникам, возможных видах помощи и возможностях ее получения, переписка, телефонные звонки, личные встречи.

Направляющая помощь предусматривается для выпускников с умеренно благоприятным прогнозом социальной адаптации. Выпускнику оказывается по необходимости социально-педагогическая, психолого-педагогическая, социально-психологическая, социально-правовая и иные виды помощи. Специалистами группы патронатного сопровождения оказывается практическая помощь и поддержка при жизнеустройстве выпускника (сопровождение выпускника при устройстве на работу, помощь в организации быта и пр.); налаживаются контакты с социальным окружением выпускника, проводится профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, асоциального поведения.

Поддерживающая помощь ориентирована на выпускников с наименее благоприятным прогнозом социальной адаптации. Для выпускника разрабатывается индивидуальная программа оказания психокоррекционной, реабилитационной, консультативной и иных видов помощи, проводится профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений, создаются условия, необходимые для успешного осуществления программы по социализации выпускника. Осуществляется взаимодействие с социально-педагогическими учреждениями, организациями здравоохранения, территориальными центрами социального обслуживания населения и другими организациями по вопросам социальной защиты выпускника.

Основной этап (собственно патронат) охватывает период от жизнеустройства до подведения итогов работы по патронату. Промежуточные итоги (за шесть месяцев) заносятся в паспорт патронатного сопровождения и могут обсуждаться на совещаниях при директоре. В процессе патронатного сопровождения выпускников с ОПФР взаимодействуют специалисты разных структур: управлений образования местных исполнительных и распорядительных органов, государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, общеобразовательных и специальных учреждений образования, учреждений внешкольного обучения и воспитания, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, организаций здравоохранения, территориальных центров социального обслуживания населения и других организаций по вопросам социальной защиты выпускников.

При поступлении в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования устанавливается взаимодействие со специалистами социально-педагогической и психолого-педагогической служб с целью оказания своевременной консультативной, разъяснительной помощи, помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности, а также для сбора статистических материалов о жизнеустройстве и др.

Непременным условием успешной деятельности  по патронатному сопровождению должна стать активная работа по включению в процесс патроната законных представителей выпускников с ОПФР. Законные представители должны принимать активное участие в обсуждении программы патронатного сопровождения и посильное участие в профориентационной работе, в формировании первичных трудовых умений и навыков в условиях семьи.

Оценочный этап завершает работу учреждения образования по патронатному сопровождению выпускников на протяжении двух лет. На этом этапе подводятся итоги работы по патронату в целом и отдельно по каждому выпускнику, результаты (успешность/неуспешность) социализации заносятся в паспорт патронатного сопровождения. Готовится аналитический отчет по результатам работы учреждения и группы патронатного сопровождения. Итоги патронатного сопровождения заслушиваются на педагогическом совете учреждения, где и принимается решение об утверждении результатов.

Критериями успешности (неуспешности) социализации выпускников являются: получение профессионального образования, наличие места работы, обеспечивающей возможность материального достатка и профессионального роста, умение самостоятельно организовать свой быт, досуг, вступать в социальные взаимоотношения с другими людьми (создание и сохранение семьи, наличие друзей).

Переход к самостоятельной жизни - важный момент для каждого человека. Современное общество требует от выпускников с ОПФР достаточной компетентности в умении решать жизненные проблемы, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, уметь обеспечить достойный уровень жизни. Учреждениям образования в процессе подготовки выпускника к самостоятельной жизни необходимо реализовывать социально-ориентированный подход, который рассматривает каждого выпускника как полноценного члена общества, обеспечивает формирование у него адекватной самооценки, а также положительной оценки своего места в обществе, выработку необходимых навыков уверенного поведения, активную жизненную позицию, способности отстаивать свои права и интересы в социуме.

 

Приложение

к Положению

о патронате лиц с особенностями

психофизического развития

 

ПАСПОРТ

патроната выпускника

____________________________________________________________

 

(наименование учреждения образования)

 

1. Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) выпускник

 

_________________________________________________________________

 

2. Дата и год рождения _______________________________________

 

3. Год окончания учреждения образования __________________________

 

4. Адрес местожительства выпускника _____________________________

 

________________________________________________________________

 

5. Социальный статус выпускника ______________________________

 

________________________________________________________

 

6. Характеристика семьи выпускника (данные о родителях, особенности семейного воспитания и др.) ________________________________________

 

_______________________________________________________________

 

7. Жилищные условия выпускника _____________________________

 

__________________________________________________________________

 

8. Данные о жизнеустройстве выпускника:

обучается (название учреждения образования, дата поступления, специальность, проживает в общежитии, семье и др.) ____________________

 

__________________________________________________________________

 

трудоустроен (наименование организации, должность, дата принятия на работу и др.) ____________________________________________

 

не работает и не учится (указать причину) _____________________________

 

___________________________________________

 

другое __________________________________________________

 

9. Оказанная помощь выпускнику (какая, когда, кем) _____________

 

__________________________________________________________________

 

10. Анализ социализации выпускника (за 6 месяцев после окончания учреждения образования):

особенности ______________________________________________________

 

______________________________________________________________

 

испытываемые трудности _____________________________________

 

________________________________________________________________

 

оказанная помощь (какая, когда, кем) ____________________________

 

_______________________________________________________________

 

прогнозируемая помощь ____________________________________________

 

_________________________________________________________________

11. Анализ социализации выпускника (за 1 год после окончания учреждения образования):

особенности ______________________________________________

 

_______________________________________________________________

 

испытываемые трудности _____________________________________

 

______________________________________________________________

 

оказанная помощь (какая, когда, кем) ___________________________

 

_______________________________________________________________

 

прогнозируемая помощь __________________________________

 

_____________________________________________________________

12. Анализ социализации выпускника (за 1,5 года после окончания учреждения образования):

трудности в социализации ____________________________________

 

оказанная помощь (какая, когда, кем) ___________________________

 

прогнозируемая помощь ___________________________________________

13. Результаты патроната:

анализ социализации выпускника (за 2 года после окончания учреждения образования): __________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

14. Выводы ___________________________________________________

 

_______________________________________________________________

 

15. Дополнительная информация о выпускнике ___________________

 

______________________________________________________________

 

16. Рекомендации ________________________________________________

 

_________________________________________________________________

 

 

 

 


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.