В научно – методической литературе педагогическая технология рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов и приёмов обучения, приводящих к высоким результатам в обучении и воспитании детей.
Одной из разновидностей педагогических технологий является здоровьесберегающие. Они основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Нужно не только обеспечить усвоение учебного материала, но и реализовать одну из базовых целей – человекосберегающее обучение, укрепляющее как физическое, так и психическое здоровье. Элементы здоровьесберегающей технологии используют Шелютто Н.А., Карелин Д.Л., Шастак Н.В., Пиголь Н.В., Юшковец Е.М., Марозова В.Г., Тугай О.А., Лыщенко Н.В., Латошинская Н.Ю., Трафимова Н.П. и многие другие.
Вся работа должна строится с учётом особенностей и проблем детей с тяжёлыми множественными нарушениями. Типичной особенностью этой категории детей является относительная сохранность эмоций по сравнению с глубиной интеллектуального недоразвития. Эти дети способны дифференцировать отношение окружающих к ним. Им доступны чувства стыда, смущения, страха, радости, удовольствия, гнева, но обычно эмоциональные реакции по глубине соответствуют причине, их вызывающий.
Медицинские работники, педагоги, обслуживающий персонал центра отличают проффесиональнный опыт, душевная щедрость, человечность; терпимость. Мы исходим из того, что, когда люди приветливы, улыбаются друг к другу, говорят комплименты, стараются сделать что-то приятное для детей, это создаёт комфортную среду, без которой нельзя добиться успеха. Благоприятная психологическая и эмоциональная атмосфера способствует физическому и психическому здоровью как взрослых, так и детей.
Важным компонентом оздоровления является правильное сбалансированное трехразовое питание.
Перегрузка детей – плохо, недогрузка – также плохо. Учащиеся и воспитанники не развиваются при недостаточном интеллектуальном напряжении.
Я хочу остановиться на разделе посвященного воспитанию социальной культуре поведения и здоровых привычек - темы, усвоение которых поможет детям с тяжелыми множественными нарушениями общаться друг с другом, даст им представления о самых простых правилах поведения в обществе, будет способствовать формированию у них здоровых привычек.
Учитывая детей посещающих центр, рекомендованы следующие тематические разработки:
- Добрые слова. Учить детей быть приветливыми. Добрыми, воспитанными, вежливыми.
- Да здравствует мыло душистое! Воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровыми.
- Каждой вещи своё место. Воспитывать у детей аккуратность, собранность, умение поддерживать порядок.
- Среди сверстников. Учить детей правилам общения друг с другом, умению правильно оценивать свои поступки.
- Дети и взрослые. Учить детей соблюдать общепринятые правила поведения по отношению к взрослым.
- До чего же мне занятно делать всем в семье приятно. Формировать у детей внимательное отношение к родителям, бабушкам, дедушкам.
- Даже если труден путь, ты со всеми вежлив будь. Учить детей культуре поведения в общественном транспорте..
- Осторожно, транспорт! Учить детей быть осторожным на улицах.
- В каждой крошке хлеба – труд. Воспитывать уважение к труду земледельца и пекаря, бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой.
Трудно переоценить роль музыки. Известно, что музыка способствует снижению физической и психоэмоциональной усталости, успокаивает, благоприятно сказывается на здоровье. Музыка должна включаться в занятия и уроки по мере необходимости, сообразно целям работы; может включаться и тогда, когда дети устали.
Из сказанного можно сделать вывод: педагогические технологии должны обеспечивать становление личности, находящийся в согласии с другими людьми и самим собой. Когда духовные потребности удовлетворенны, в согласие с ним вступает душевные и телесные потребности, а это главные показатели здоровья.