Примерное планирование коррекционных занятий
Направления коррекционной работы |
Тема занятия |
Задачи |
Кол-вочасов |
Развитие пространственной ориентировки |
Ориентировка в схеме тела человека |
Развивать представления о схеме тела человека: --выше, ниже,; --над, под, между; --правый, левый |
1 ч. |
Форма и величина предмета |
Уточнять представления о форме предметов |
1 ч. |
|
Формировать дифференцированные представления о величине ( длинный – короткий, тонкий – толстый, широкий – узкий, высокий – низкий) |
1 ч. |
||
Ориентировка на листе бумаги |
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги |
1 ч. |
|
Расположение предметов в пространстве относительно себя |
Развивать представления о расположении предметов в пространстве относительно себя и направлениях пространства по отношению к себе: -- вверху, внизу; выше, ниже; вверх, вниз; -- над, под, между; -- ближе, дальше; -- перед, за; вперёд, назад; -- справа, слева; направо, налево |
1 ч. |
|
Пространственный анализ |
Формировать представления о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении: -- в трёхмерном пространстве; -- двухмерном пространстве |
1 ч. |
Логинова И.Н.
Важнейшей основой планирования и осуществления коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении является учет общих (модально-специфических) особенностей данной категории учащихся и индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
У детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, педагоги и психологи отмечают в первую очередь недостаточную готовность к школе (интеллектуальную, эмоциональную и социальную). Поэтому целью коррекционной работы с детьми этой группы является прежде всего развитие общих способностей к учению. На основе анализа общих особенностей детей данной типологической группы данная цель конкретизируется в следующих основных направлениях коррекционной работы.
- Формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство детей с трудностями в обучении на начальном этапе их обучения, интересами познавательными.
- Формирование учебной деятельности детей и коррекция недостатков в ее основных структурных звеньях: информационно-ориентационном, оперативно-исполнительском, контрольно-оценочном.
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности), преодоление интеллектуальной пассивности, безынициативности, изначально характеризующих большинство детей с трудностями в обучении.
- Развитие до необходимого уровня психических (психофизиологических) функций,
обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, пространственной ориентации, координации в системе "глаз — рука", мелких мышц руки, памяти и др. Недостатки названных функций встречаются у детей как изолированно, так и в комплексе, что делает еще более выраженными различия в их стартовых возможностях. - Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые дадут возможность ребенку воспринимать учебный материал осознанно.
- Развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал.
Выделенные общие направления коррекционной работы указывают на основные механизмы трудностей в обучении у детей рассматриваемой группы и позволяют нацелить внимание специалистов на соответствующие области развития детей. Вместе с тем в рамках каждого направления симптоматика и механизмы психических нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными — у каждого ребенка своя "мозаика" нарушений. Таким образом, картина особенностей развития детей с трудностями в обучении — общие типологические особенности группы и индивидуальные проблемы конкретного ребенка - позволяет уточнить цель коррекционной работы — развитие общих способностей к учению и коррекция индивидуальных недостатков развития.
Необходимость учета общего и индивидуального при планировании и осуществлении коррекционной работы - специфическая особенность деятельности учителя-дефектолога. В этой связи нам представляется важным охарактеризовать этапы деятельности учителя-дефектолога по определению содержания коррекционной работы.
Первый этап. Цель — выявление механизмов трудностей в обучении. Зачастую на практике деятельность учителя-дефектолога сводится к симптоматической коррекции: при трудностях ребенка в овладении чтением — занимаются с ним чтением, при трудностях в написании слов под диктовку - используют соответствующие упражнения и т.п. Между тем тот или иной симптом трудности в обучении может быть связан с различными механизмами. Так, например, если ребенок в письменных работах пропускает буквы, это может быть обусловлено или низким уровнем развития фонематического слуха, или несформированностью приемов самоконтроля, или слабой концентрацией внимания, а также другими психологическими причинами; если учащийся плохо списывает с доски, это может говорить о несформированности предпосылок учебной деятельности или о низком уровне развития произвольности, о недостаточном объеме внимания или о низком уровне развития кратковременной памяти и т.д. Поэтому на данном этапе работы учитель-дефектолог должен ответить себе на вопрос "Почему ребенок затрудняется писать под диктовку (читать и т.д.)?". Для этого осуществляется психолого-педагогическое изучение учащихся, векторы которого определены обозначенными выше основными направлениями коррекционной работы с данной типологической группой детей. Продуктом этапа являются сведения о механизмах трудностей в обучении. Соответствующие данные целесообразно фиксировать в диагностических картах.
Второй этап. Цель - определение задач коррекционной работы с учащимися, что осуществляется на основе анализа результатов выполнения детьми диагностических заданий (диагностических карт). Продуктом этапа является перспективный план коррекционной работы, позволяющий педагогу ответить на вопрос "Над чем надо работать (какие недостатки развития устранять) с данной группой детей?" В этом плане должны быть видны общие для группы учащихся и индивидуальные в отношении конкретных детей задачи коррекционной работы.
Поэтому, на наш взгляд, сетка данного плана может быть представлена следующими графами: 1) направления коррекционной работы, в рамках которых были выявлены проблемы в развитии; 2) задачи коррекционной работы (по указанным направлениям); 3) учащиеся, для которых оказались актуальными обозначенные задачи. Тем самым реализуется индивидуально ориентированное планирование коррекционной! работы.
Третий этап.
Цель — определение последовательности решения коррекционных задач, Для достижения данной цели педагог должен! владеть знаниями об этапах формирования дефицитных функций. В результате выявленные в рамках каждого направления коррекционной ра-1 боты задачи располагаются в целесообразной последовательности их решения. Таким образом, продуктом данного этапа является все тот же перспективный план (продукт второго этапа деятельности учителя-дефектолога), во второй графе которого задачи располагаются в необходимой логике их решения.
Разработчик: В.В. Гладкая
Схема самоанализа коррекционного занятия
- Проблема (-ы) в развитии у данной группы детей (или ребенка), работе над устранением которой (-ых) было посвящено занятие.
- Задачи занятия:
- обоснование актуальности поставленных коррекционно-развивающих задач для данной группы учащихся (или ребенка);
- способ формулирования задач (Через изучаемое содержание? Через деятельность педагога? Через внутренние процессы в развитии учащихся? Через внешне выраженную деятельность учащихся?).
- Особенности структуры и методики проведения занятия, их обоснование:
- структура занятия;
- обоснование содержания каждой структурной части занятия;
- обоснование выбора использованных методов и приемов работы, форм организации деятельности детей на каждом этапе занятия.
- Уровень самостоятельности детей в процессе выполнения заданий: прогнозируемый и реальный. Виды помощи, оказавшиеся необходимыми ученикам.
- Эмоциональный фон деятельности детей на занятии. Каким образом педагог способствовал (или нет) созданию положительного фона деятельности детей на занятии.
- Выводы:
- степень реализации поставленных задач; определение задач на ближайшую перспективу;
- наиболее и наименее удачные моменты занятия в плане эффективности влияния на решение поставленных задач.
- Пожелания, рекомендации («Хочу себе пожелать…»).
Разработчик: В.В. Гладкая
Схема анализа коррекционного занятия
- Задачи занятия:
- актуальность поставленных задач для данной группы детей (на основе наблюдения);
- оценка формулировок задач (с позиций направленности на ребенка (1), конкретности (2) и конструктивности (3));
- оценка запланированного объема задач к занятию.
- Соответствие содержания занятия поставленным задачам.
- Особенности методики проведения занятия:
- осуществлялась ли организация деятельности учащихся в зоне ближайшего развития;
- реализовывался ли диагностический подход к осуществлению коррекционной работы;
- насколько логично было выстроено занятие;
- какие приемы коррекционной работы, на Ваш взгляд, были наиболее эффективными;
- насколько активно педагог использовал двигательные методы в процессе занятия, и какие именно.
- Как педагог учитывал индивидуальные особенности и затруднения учащихся в процессе занятия?
- Способствовал ли педагог созданию положительного фона деятельности детей на занятии, и каким образом?
- Выводы:
- степень реализации поставленных задач;
- наиболее и наименее удачные моменты занятия в плане эффективности влияния на решение поставленных задач.
- Пожелания, рекомендации («Хочу Вам пожелать…»).
Разработчик: В.В. Гладкая
Схема анализа (самоанализа) урока с позиции реализации
принципа коррекционной направленности процесса обучения
- Анализ коррекционно-развивающих задач урока:
- оценка формулировок задач (с позиций направленности на ребенка (1), конкретности (2) и конструктивности (3));
- степень реализации поставленных задач.
- Как педагог учитывал недостатки развития детей при организации их деятельности на уроке, какие условия создавал:
- для успешного восприятия и осмысления нового материала;
- для запоминания материала урока;
- для обобщения изученного материала по теме (разделу).
- Коррекции недостатков развития каких психических функций уделял внимание педагог на данном уроке? Какие специальные методы, приемы использовал педагог:
- для стимуляции познавательной активности учащихся;
- для формирования общеучебных интеллектуальных умений (умений ориентировки в задании, планирования деятельности, самоконтроля);
- для коррекции нарушений развития восприятия учащихся;
- для коррекции нарушений развития мышления учащихся;
- для коррекции нарушений развития памяти учащихся;
- для стимуляции речевой активности детей, коррекции недостатков их речевого развития;
- др.
- Как педагог учитывал индивидуальные особенности и затруднения учащихся в процессе урока?
- Насколько активно педагог использовал двигательные методы в процессе урока?
- Способствовал ли педагог созданию положительного фона деятельности детей на уроке и каким образом?
Диагностическая карта оценки уровня развития
ФИО ______________________________________________________________
Параметры обследования |
Год обучения/ Критерии оценки |
||||||||||||||||||
20 /20 ( кл.) |
20 /20 ( кл.) |
2014/2015 (4 класс) |
|||||||||||||||||
начальная |
пром.ежут. |
пром.ежут. |
пром.ежут. |
итоговая |
начальная |
пром.ежут. |
пром.ежут. |
пром.ежут. |
итоговая |
начальная |
пром.ежут. |
пром.ежут. |
пром.ежут. |
итоговая |
|||||
1 Развитие зрительного восприятия и мышления |
|||||||||||||||||||
1. Восприятие величины: -различение предметов по величине, сравнение, группировка объектов по величине, установление отношений между предметами (длиннее- короче, шире- уже, выше -ниже). |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|||||||
2. Узнавание изображений с разным количеством признаков (штриховых, пунктирных, силуэтных, зашумленных, с недостающими деталями). |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|||||||
Общий балл |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
1,5 |
2 |
2,5 |
2,5 |
3 |
|||||||
II. Развитие пространственной ориентировки и мышления |
|||||||||||||||||||
1.Ориентировка в пространственных отношениях объектов на плоскости листа: - размещение объектов в заданной позиции на плоскости листа (вверху-внизу-посередине, в центре, слева, справа и др.). |
|||||||||||||||||||
2. Установление причинно-следственных отношений (содержание прочитанного рассказа, серии картин и т.д.) |
|||||||||||||||||||
Общий балл |
|||||||||||||||||||
III. Развитие памяти |
|||||||||||||||||||
1. Знание наизусть стихотворений, загадок, скороговорок. |
|||||||||||||||||||
Общий балл |
|||||||||||||||||||
1V. Развитие слухового восприятия |
|||||||||||||||||||
1. Выполнение звукового анализа слогов, слов. |
|||||||||||||||||||
Общий балл |
|||||||||||||||||||
V. Развитие устной речи и мышления |
|||||||||||||||||||
1. Состояние активного словаря. |
|||||||||||||||||||
2. Слоговая структура слов. |
|||||||||||||||||||
3. Грамматический строй речи. |
|||||||||||||||||||
4.Связная речь: -состояние диалогической речи (отвечать на вопросы собеседника, задавать вопросы, выражать просьбу, благодарность, утверждение, отрицание); |
|||||||||||||||||||
-состояние монологической речи (составлять рассказ по серии сюжетных картинок, составлять рассказ – описание предмета на основе его восприятия). |
|||||||||||||||||||
5.Установление причинно-следственных, временных связей между объектами, изображенными на картинке. |
|||||||||||||||||||
Общий балл |
|||||||||||||||||||
VII. Развитие эмоционально-волевой сферы, учебной деятельности |
|||||||||||||||||||
1. Мотивация учебной деятельности. |
|||||||||||||||||||
2.Планирование деятельности, подчинение своих действий системе требований. |
|||||||||||||||||||
3.Умение действовать по инструкции (словесной, схематичной). |
|||||||||||||||||||
4. Работоспособность, осуществление самооценки своей деятельности, достижение поставленных целей. |
|||||||||||||||||||
Общий балл |
|||||||||||||||||||
X. Письмо |
|||||||||||||||||||
1. Письмо под диктовку. |
|||||||||||||||||||
2. Оформление границ предложения. |
|||||||||||||||||||
3. Знание грамматического материала. |
|||||||||||||||||||
4. Знание и различение частей речи |
|||||||||||||||||||
Общий балл |
|||||||||||||||||||
XI. Математика |
|||||||||||||||||||
1. Устный счет. |
|||||||||||||||||||
2. Ориентировка в числовом ряду. |
|||||||||||||||||||
3. Состав числа (разрядный состав числа) |
|||||||||||||||||||
4. Сравнение чисел. |
|||||||||||||||||||
5. Знание, выполнение и различение арифметических действий ( +, -, =, :, х ). |
|||||||||||||||||||
6. Таблица сложения, вычитания, умножения, деления. |
|||||||||||||||||||
8. Решение составных задач. |
|||||||||||||||||||
9.Решение геометрических задач (периметр, площадь) |
|||||||||||||||||||
Общий балл |
|||||||||||||||||||
Критерии оценки:
0 баллов – знания, умения, навыки отсутствуют
1 балл – знания, умения, навыки в стадии формирования
2 балла – знания, умения, навыки сформированы частично
3 балла – знания, умения, навыки сформированы
Результат коррекционной работы за _________________ уч. год:____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-дефектолог:
Таблица 1. Сравнительная характеристика педагогической деятельности на уроке и коррекционном занятии
Позиции для сравнения |
Педагогическая деятельность на уроках |
Педагогическая деятельность на коррекционных занятиях |
Цель |
Сформировать предметные знания, умения и навыки (ЗУНы) согласно учебной программе |
Устранить у учеников причины затруднений в усвоении предметных ЗУНов |
Содержание |
Организация деятельности детей по овладению предметными ЗУНами |
Исправление или ослабление имеющихся у ребенка нарушений психического развития |
Результат |
Объем, система ЗУНов по темам учебного предмета |
Обобщенные умения в «проблемных» областях развития (восприятия, речи, памяти, мышления, деятельности или др.), которые повышают уровень успешности ребенка при выполнении учебных заданий различного предметного содержания |
1 слайд
ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Подготовила Летошко М.В.
По материалам Гладкой В.В.
В своём выступлении я хочу, ещё раз обозначить и охарактеризовать основные этапы технологии планирования коррекционной работы учителем-дефектологом.
2 слайд
Все мы знаем, что планирование занятий коррекционного компонента подчинено определённой логике, которая обусловлена спецификой деятельности учителя-дефектолога. Данная специфика выражается в следующем:
1. Коррекционная работа отличается от педагогической работы по учебному предмету целью, содержанием и результатами:
– целью коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога является устранение причин, из-за которых дети испытывают трудности;
– содержательно это заключается в исправлении или ослаблении имеющихся у ребёнка нарушений в развитии;
– результат коррекционной работы – формирование обобщённых умений в коррегируемой области.
2. Коррекционная работа отличается от педагогической наличием конкретной «мишени» коррекционного воздействия. Т.е. учитель-дефектолог решает конкретные проблемы в конкретных сферах (эмоционально-волевой, интеллектуальной).
3. Планирование коррекционно-педагогической работы основывается на диагностической основе. Действенный план помощи учащемуся может быть составлен только на основе точного выявления проблем, что предусматривает проведение тщательной диагностической работы.
4. Планирование коррекционной работы является индивидуально ориентированным, поэтому в планах работы должен быть виден каждый ребёнок.
5. Планирование коррекционной работы является гибким и не может быть жёстко регламентированным в виду сложности прогнозирования реализации поставленных целей из-за особенностей развития ребёнка.
3 слайд
Учитывая всё это, технология планирования коррекционно-педагогической работы включает в себя несколько ЭТАПОВ:
1 этап – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ. Его цель – выявление причины возникновения трудности.
Зачастую на практике деятельность учителя-дефектолога сводиться к так называемой симптоматической коррекции: дислексии занимаются с ним чтением, при дисграфии – письмом и т.д. А между тем, тот или иной симптом трудностей может быть связан с различными причинами его возникновения. Например, замены при письме зрительно похожих и близких по написанию букв, состоящих из различного количества однородных элементов (л-м, п-т, и-ш), могут быть обусловлены:
нарушением зрительного восприятия (причина) – трудностями зрительного анализа элементов, включенных в букву (механизм возникновения затруднения);
нарушением кинестетического восприятия (причина) – трудностями кинестетического анализа графических движений, дифференциации тождественных графомоторных движений (механизм);
нарушением зрительно-моторной координации (координации в системе «глаз-рука») (причина) – трудностями актуализации связи между графическим и двигательным образом нужной буквы – графемой и кинемой (механизм);
несформированностью произвольной регуляции деятельности (причина) – трудностями планирования и контроля произвольных действий при письме (механизм).
4 слайд
Кроме того, если учитель-дефектолог работает в классе интегрированного обучения поной наполняемости, то это даёт ему возможность провести дополнительную диагностическую работу также в процессе учебных занятий. Но и в случае работы учителя-дефектолога в классах неполной наполняемости было бы целесообразно посещение им нескольких уроков для наблюдения за детьми в учебных ситуациях.
5 слайд
2 этап – АНАЛИТИЧЕСКИЙ. Его цель, средства достижения цели и результат отображены на слайде. Немного подробнее остановлюсь на ПЕРПЕКТИВНОМ ПЛАНЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Так как задачи коррекционной работы определяются только на диагностической основе, то единого плана коррекционной работы с детьми той или иной возрастной группы быть не может. Проведённая учителем-дефектологом тщательная диагностическая работа, позволит увидеть основания для объединения детей в микрогруппы (для которых может быть составлен единый перспективный план коррекционной работы), а так же позволит составить индивидуально ориентированное планирование коррекционной работы.
6 слайд
3 этап – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ. Цель, средства достижения цели и результат данного этапа вы можете увидеть на слайде.
По мнению Гладкой Валентины Владимировны оптимальным периодом планирования деятельности учителя-дефектолога является учебная четверть. В составленном на четверть плане указываются основные задачи коррекционной работы на данный период. Эти задачи лягут в основу написания календарно-тематического плана коррекционных занятий, который составляется на одну (ближайшую) неделю.
По прошествии недели, на основе результатов проведённых занятий, определяются задачи и тематика занятий на следующую неделю. По окончанию четверти учителем-дефектологом анализируется степень решения поставленных задач и составляется план работы на следующую четверть. Ряд задач из предыдущего плана может перейти в настоящий. А новые задачи берутся из перспективного плана коррекционной работы.
Хочется обратить внимание на тот факт, что в планах коррекционной работы должны быть указаны дети. Это обусловлено спецификой развития детей с особенностями психофизического развития - у каждого ребёнка своя «мозаика» проблем даже в рамках общих направлений коррекционной работы.
Данный подход к организации деятельности учителем-дефектологом позволит избежать формализма в работе и максимально чётко определять направления коррекционной работы с учащимися.
7 слайд
Повысить эффективность коррекционного воздействия могут и грамотно определённые цели и задачи. Целью педагогической деятельности является не проведение самого занятия, а ребёнок, владеющий какими-то знаниями и умениями. Исходя из этого, можно говорить о том, что способ формулирования педагогических целей предстаёт в виде ожидаемых действий, умений детей. Например: «ориентируется на листе бумаги: вверх-низ», «выделяет первый звук в словах» и др. Такие цели, сформулированные в виде обобщённых умений, являются направляющими в деятельности учителя-дефектолога и данные цели должны быть отражены в диагностических картах и в последующем, составленном на их основе перспективном планировании.
Постепенно, решая цепочку задач (Над чем я буду работать на данном занятии?) педагог движется к достижению цели (Какие результаты я хочу получить?). Исходя из этого, мы можем говорить о том, что к коррекционным занятиям следует формулировать задачи. И не просто задачи, а коррекционно-развивающие задачи. Обучающие задачи к коррекционным занятиям не ставятся. Иначе, это неизбежно превращает такие занятия в дополнительные уроки по учебному предмету. Так же, при постановке задач к занятию следует помнить, что задачи определяют наполнение занятия, а не наоборот - мы не подбираем задачи к составленному конспекту занятия.
8 слайд
Гладкая Валентина Владимировна описывает несколько способов выражения задач коррекционного занятия. Вы можете видеть их на слайде:
- через изучаемое содержание
- через деятельность педагога
- через внутренние процессы развития учащихся
- через указание на объекты коррекционно-педагогического воздействия.
Немного подробнее о каждом способе:
9 слайд
1. Если задача формулируется через изучаемое содержание, это только указывает направление, в рамках которого будет осуществляться деятельность детей на занятии, что оставляет открытым ответы на вопросы: «Какой объём умений должен усвоить ребёнок?», «С какой мерой самостоятельности должен работать ребёнок?» и др.
10 слайд
2. Если задачи формулируются через деятельность педагога, то это, скорее, сосредотачивает педагога на его деятельности, а не на реальных результатах коррекции недостатков развития детей. При таком подходе учитель программирует свои действия.
11 слайд
3. Если задачи формируются исходя из внутренних процессов в развитии учащихся, то мы можем говорить о слишком общих формулировках, которые не способствуют целенаправленной деятельности.
12 слайд
4. Если же мы формулируем задачи исходя из указание на объекты коррекционно-педагогического воздействия, т.е. планируемые познавательные достижения, то характеристикой этих задач будут являться следующие показатели:
- ориентировка непосредственно на детей;
- конкретность и диагностичность;
- конструктивность.
Как вы могли заметить, приведённые примеры задач отвечали на вопрос: «Над чем я буду работать на данном занятии?». Исходя из этого, можно сделать вывод, что задачи формулируются с использованием глаголов несовершенного вида (формировать, развивать, совершенствовать, закреплять и др.)
13 слайд
Так же хотелось бы сказать о количестве задач к одному коррекционному занятию. Так как поставленная на занятие задача фиксирует проблему в развитии детей, то она требует и серьёзной проработки и больших временных затрат. И, если мы поставим к занятию 5-10 задач, то мы просто не успеем их качественно реализовать. Поэтому к занятию должно ставиться столько задач, сколько можно будет реализовать без ущерба качества. Как показывает опыт это 2-3, максимум 4 задачи.
14 слайд
Кроме всего вышеперечисленного, хочется заострить ваше внимание на таком аспекте, как формулировка темы занятия. Она непосредственно связана с задачами, поставленными к коррекционному занятию, и формулируется по ведущей задаче.
15 слайд
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что грамотно составленное и реализуемое планирование можно рассматривать как один из факторов повышения качества коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога, что, в свою очередь, создаст благоприятные условия для личностного становления учащихся и будет способствовать их успешной социализации.
Ознакомить со словами, обозначающими качество предметов.
Развивать речь (мышление, память, аналитико-синтетическую деятельность и т.д.)
Показать учащимся отличительные признаки согласных звуков
Изучить способы сравнивания предметов по длине
Воспитывать языковое чутьё
Развивать умение составлять рассказ-описание внешности человека с опорой на символический план
Формировать умение пересказывать текст с опорой на предметно-графическую схему
Изучить правописание личных окончаний глагола
Ознакомить со способом составления рассказа-описания о временах года
Развивать зрительное восприятие
Развивать умение осуществлять самоконтроль по ходу деятельности
Развивать умение образовывать слова приставочным способом
Ознакомить учащихся с условно-графической схемой звукового состава слова
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги
Развивать эстетический вкус
Закрепить темы «Словоизменение и словообразование», «Обогащение активного словаря»
Закреплять умение резать ножницами по прямой линии
Дать учащимся понятие «родственные слова»
Развивать умение предварительно планировать ход выполнения задания