В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Ранняя комплексная помощь - система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье, учреждении образования, организации здравоохранения.
Команда специалистов ранней комплексной помощи ЦКРОиР
Демко Валентина Александровна
учитель-дефектолог
Сенько Елена Ивановна
педагог - психолог
Для оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет в ЦКРОиР создан кабинет ранней комплексной помощи.
В ЦКРОиР проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2-3 раза в неделю.
Уважаемые родители, если у вас вызывает беспокойство развитие вашего малыша по вопросам:
- Развивается ли мой ребенок соответственно возрасту?
- От чего это зависит?
- Как развивать ребенка?
- Чему учить в первую очередь?
- Как помочь моему малышу?
- Мой ребенок развивается медленнее своих сверстников.
- У моего ребенка особенности развития, связанные с его умением управлять своим телом.
- Меня тревожат проблемы общения ребенка с другими людьми.
- У моего ребенка трудности в овладении речью.
- Мой малыш совсем не интересуется игрушками.
Родителям, важно вовремя заметить!
КАК ПОНЯТЬ, СЛЫШИТ ЛИ РЕБЕНОК?
Если ребенок до 4 месяцев не реагирует и справа, и слева на звучание погремушкой, колокольчиком (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет), в возрасте старше 4-х месяцев — не реагирует на звучание хотя бы одной из игрушек или не может найти источник звука, а на втором году жизни — не слышит шепотом произнесенные отдельные слова с 6 метров, то пора к ВРАЧУ-СУРДОЛОГУ. Ведь для вашего малыша важно, чтобы его проблему со слухом заметили как можно раньше. От того, как ребенок слышит, зависит и то, как он будет в дальнейшем развиваться и говорить.
КАК ПОНЯТЬ, ВИДИТ ЛИ РЕБЕНОК?
Уточнить возможности зрительной функции малыша можно также в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы ребенок был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света. Вы можете проверить прослеживающие движения глаз ребенка.
Если ребенок не тянется к ним, а в ситуации бодрствования не обращает внимания на мелкие предметы и детали игрушек, это может быть одним из признаков неблагополучия в его зрительной сфере. В данном случае необходима дифференциальная диагностика и консультация ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА.
КАК ПОНЯТЬ, НЕ ОТСТАЕТ ЛИ РЕБЕНОК В РАЗВИТИИ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ?
Понаблюдайте, может ли ваш ребенок:
· к 4 неделям — удерживать голову в положении на животе;
· к концу 3-го месяца — лежать на животе, выгибая спину и опираясь на предплечья;
· к 3-4 месяцам — исчез ли повышенный тонус в мышцах;
· к 6 месяцам — может ли ребенок свободно переворачиваться со спины на живот и с живота на спину;
· к 7 месяцам -ползает (много, быстро, в разных направлениях);
· к 8 месяцам — может ли сам садиться, сидеть и ложиться, может сам встать, стоять, опускаться, придерживаясь руками за барьер, переступать, держась за барьер;
· к 12 месяцам — стоит самостоятельно, делает первые шаги;
· к 1 году 3 месяцам — может свободно пройти 20 шагов;
· к 1 году 6 месяцам — может свободно бегать;
· к 1 году 9 месяцам — может свободно ударить по мячу без поддержки за руки.
При отсутствии этих умений мы советуем вам посетить ДЕТСКОГО НЕВРОЛОГА.
Есть повод для беспокойства, если:
· ваш малыш к 8 месяцам не делает даже слабых попыток ползти, не приподнимается на ручках, не пробует двигаться вперед, а лежит, какие бы вы ему игрушки ни предложили;
· если кроха остановился на раскачивании на четвереньках и никак не может перейти к следующему этапу — удерживая живот, сделать хотя бы несколько движений вперед (или назад);
· если ваш малыш после многократных попыток ползти делает это как-то странно: на спине, по-пластунски, боком, совсем не поднимаясь на ручках.
КАК ПОНЯТЬ, НЕ ОТСТАЕТ ЛИ РЕБЕНОК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ?
Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности:
· в 2-4 месяца появляется гуление;
· в 5-8 месяцев ? лепет (важно обратить внимание, много или мало у него слогов лепета, есть ли в нем разные интонации);
· в 10 месяцев ? подражание новым слогам, которые слышит ребенок;
· в 1 год ? первые слова-обозначения;
· в 1 год 6 месяцев ? подражает взрослому, произнося простые слова;
· 2 года ? в общении со взрослым использует фразу из 2-3 слов.
КАК РАСПОЗНАТЬ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ?
Важно знать первые признаки эмоционально-личностного неблагополучия:
· выраженное нарушение тонуса;
· трудность зрительного контакта («скользкий взгляд»);
· закрывание ушей и закрепление при этом стереотипов (т.е. ребенок делает это достаточно часто в определенной обстановке);
· закрывание глаз;
· сильная реакция на какой-либо предмет, действие;
· ранняя тактильная непереносимость (малыш не любит, когда до него дотрагиваются);
· отсутствие исследовательской активности {не изучает предметы, нет вопроса «почему?»);
· длительное наблюдение за движущимися предметами;
· ребенок не стремится навстречу, когда к нему наклоняется кто-либо:
· сверхсерьезность;
· не развиваются привязанности (например, к маме) или наблюдается сверхпривязанность;
· отсутствует эмоциональное заражение;
· самоагрессия (ребенок причиняет себе боль, например, кусает себя); отсутствие указательного жеста и трудности его формирования;
· отсутствие подражания;
· слова не привязывает к ситуации;
· ребенка сложно организовать на какую-либо деятельность.
Возрастные особенности развития ребенка
на первом году жизни
Социально-эмоциональное развитие:
2-6 мес. Улыбка при общении со взрослым; комплекс оживления при общении. При виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей.
6-12 мес. Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцирует "своих" и "чужих". Игровой контакт со взрослым. Лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.); различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.); голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года); требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года).
Общая моторика, моторика рук:
3-6 мес. Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.); приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.); садится (6 мес.); хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.); держит в каждой руке по предмету (6 мес.)
6-12 мес. Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.); встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.); стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.); уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.); перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.); манипулирует 2-3 предметами (8 мес.); берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.); вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.). выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.); вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой (12 мес.).
Зрительно-двигательная координация:
3-6 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 мес. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
Восприятие, предметно-игровая деятельность:
0-6 мес. Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого (с 1 мес.); локализует звук в пространстве (с 4 мес.); адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется (5 мес.); поворачивается на звук (с 6 мес.); Фиксирует и прослеживает взглядом предмет (со 2-го мес.); смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3-3,5 мес.); тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки (4 мес.); захватывает предмет (5-5,5 мес.); локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5-6 мес.); занимается с игрушкой (5-6 мес.).
6-12 мес. Под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку. Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнает голоса близких (с 7 мес.); показывает части тела (с 11 мес.).
Психическое развитие:
3-12 мес. Развивается контроль над движениями рук и ног. Захватывает, роняет, бросает, тянет к себе предметы. Проявляет недовольство, когда отбирают игрушку. Общение интонационно выразительными звуками и жестами.
Понимание речи:
3-12 мес. Поворачивается на голос (с 5-6 мес.); узнает голоса близких (с 7 мес.); отвечает на имя (с 8-9 мес.); прислушивается к речи, к музыке, понимает названия отдельных предметов (с 11 мес.); хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами (с 9 мес.); обращает внимание на лицо говорящего (с 12 мес.).
Возрастные особенности развития ребенка
от 1 до 2-х лет
Социально-эмоциональное развитие:
При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого.
Общая моторика, моторика рук:
Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
Зрительно- двигательная координация:
Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает ее и пьет.
Восприятие, предметно-игровая деятельность:
Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге.
Психическое развитие:
Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела.
Понимание речи:
Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет "не трогай". Ассоциирует простые слова по категориям: "пища"
Возрастные особенности развития ребенка от 2 до 3 лет
Социально-эмоциональное развитие:
Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук:
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
Зрительно-моторная координация:
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность:
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие:
Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
Понимание речи:
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
В кабинете создана адаптивная образовательная среда в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами применительно к детям в возрасте до трех лет, которая обеспечивает им разнообразный сенсорный опыт, активность в движении, игре, предметно - практической деятельности.